В связи с заменой сертификата безопасности официального сайта Федерального казначейства в интернете при установлении защищенного соединения, необходимо установить корневой сертификат удостоверяющего центра, который размещен на официальном сайте Портала государственных услуг Российской Федерации.
Федеральное казначейство
официальный сайт Казначейства России
www.roskazna.ru
В условиях федеративного государства, каким стала Россия в начале 90-х годов прошлого века, назрела необходимость в регулирующей финансовой политике. В ее основу были положены признания свободы предпринимательской деятельности, разнообразие форм хозяйствования, приватизации государственной собственности и переход к смешанной экономике.
Следовало разработать новую систему управления государственными финансами исходя из целей бюджетной политики, связанной с рыночными методами хозяйствования. Для этого необходимо было принять новую систему налогов, определить принципы устройства бюджетной системы и внебюджетных фондов, пересмотреть всю практику перераспределения финансовых ресурсов.
Ключевая и важная роль в системе управления государственными финансами отводилась вновь созданным органам федерального казначейства, образованным в составе Министерства финансов в 1993 году в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 08.12.1992 года № 1556 «О федеральном казначействе».
Управление Федерального казначейства по Челябинской области создано 23 марта 1993 года – одним из первых в стране. Первым руководителем стал Галимов Альфред Галимович.
12 июля 1993 года на должность главного бухгалтера Управления назначена Шлегель Ирина Рудольфовна.
Областная администрация для размещения Управления выделила несколько комнат в здании по ул. Карла Либкнехта, 2. Начал формироваться коллектив Управления.
В сентябре 1993 года созданы территориальные подразделения во всех городах и районах области, районах городов Челябинск и Магнитогорск (2 управления и 49 отделений).
В декабре 1993 года Росминфин, Росналогслужба, Росцентробанк поручили органам Федерального казначейства осуществление контроля за своевременным, правильным совершением операций на счетах Росминфина, за целевым расходованием средств. Это был момент первого приобщения органов Федерального казначейства к операциям исполнения федерального бюджета.
26 января 1994 года Первый заместитель министра финансов Российской Федерации С.К. Дубинин направил Председателю Центрального банка Российской Федерации В.В. Геращенко письмо с просьбой открыть счет для учета средств федерального бюджета 8 управлениям, в том числе по Челябинской области.
С марта 1994 года Управлению в порядке эксперимента поручено осуществлять финансирование конкретных организаций и федеральных программ согласно подразделам Бюджетной классификации Российской Федерации, вести учет операций по лицевому счету, открытому в Главном управлении Центробанка России по Челябинской области на балансовом счете 120 «Средства федерального бюджета», ежедневно представляя в Главное управление федерального казначейства Минфина России оперативную отчетность.
В апреле 1994 года Управление по согласованию с администрацией области обратилось в Главное управление Центробанка России по Челябинской области с предложением открытия бюджетных счетов отделениям федерального казначейства в городах и районах области для финансирования расходов по программам социальной защиты отдельных групп населения за счет средств федерального бюджета, выделяемых областному бюджету.
В мае 1994 года губернатором области утвержден порядок предоставления льгот и компенсаций жителям Челябинской области, пострадавшим от воздействия радиации, и практически все отделения включились в работу по финансированию этих расходов.
Летом 1994 года Управление переехало в собственное здание, расположенное по ул. Тернопольская, 4.
Открытие здания Управления, 1994 год. На фотографии слева направо: Галимов А.Г. – начальник Управления, Букин А.В. – заместитель начальника Главного управления федерального казначейства, Вяткин Г.П. – ректор Южно-Уральского государственного университета, Соловьев В.П. – губернатор Челябинской области
В сентябре 1994 года в соответствии с телеграммой Росминфина, Росналогслужбы, Росцентробанка Управлению и отделениям федерального казначейства в городах и районах области одним из первых в России поручено открытие лицевых счетов для учета средств, поступающих в доход федерального бюджета, регулировку налогов и проведение операций по доходам на балансовых счетах 100 «Доходы федерального бюджета» и 090 «Налоги, распределяемые органами федерального казначейства между бюджетами различных уровней» в учреждениях Центробанка России. В соответствии с порядком, установленным Главным управлением федерального казначейства Минфина России, 52 отделения приступили к распределению и перечислению средств на счета бюджетов, Управлением осуществлялся контроль и свод информации. Лицевые счета, ранее открытые налоговым органам в учреждениях Центробанка России на балансовом счете 100, закрыты. Первый программный комплекс для учета доходов «Указ» разработан специалистами отдела программного обеспечения Управления.
В 1995 году органами федерального казначейства в области обслуживались организации и учреждения 33 министерств и ведомств. В июне 1995 года Минфином России, по согласованию с Госналогслужбой и Росцентробанком, введен порядок финансирования расходов федерального бюджета за счет доходов федерального бюджета, поступающих на территории области. Новая технология работы значительно ускорила процесс финансирования. Отпала необходимость при поступлении реестров ожидать из Главного управления федерального казначейства еще и средства.
В октябре 1995 года Управление федерального казначейства по Челябинской области и Самарское Управление федерального казначейства получили право, не дожидаясь реестров из Главного управления федерального казначейства, осуществлять финансирование расходов федерального бюджета по социально-защищенным статьям до 70 % от фактических расходов предыдущего месяца. Эксперимент оказался настолько востребованным, что уже с января 1996 года право на авансирование расходов федерального бюджета получили Управления федерального казначейства в 29 регионах.
В декабре 1995 года в порядке эксперимента Управление получило разрешение на организацию финансирования получателей бюджетных средств через лицевые счета, открытые в органах федерального казначейства. При этом счета бюджетных организаций в организациях Банка России и кредитных организациях закрывались. Началась активная подготовка к внедрению новой технологии. В Управлении и отделениях проведены локальные вычислительные сети.
Уже весной 1996 года 14 отделений федерального казначейства открыли лицевые счета бюджетополучателям с использованием разработанного специалистами отдела программного обеспечения Управления программного комплекса «Операционный день».
В октябре 1996 года Администрацией Челябинской области Управлению предоставлено право распределения поступающих в доход бюджета налогов между областным и нижестоящими уровнями бюджета.
С 10 января 1997 года Управление возглавил Александр Евгеньевич Прокин, который успешно руководил им на протяжении 25 лет.
А.Е. Прокин, руководитель Управления
с 1997 года по январь 2022 года
В мае 1997 года Президент России поставил задачу: к концу года перевести всех получателей средств федерального бюджета на обслуживание через лицевые счета, открытые в органах казначейства. Символично, что Указ Президента № 477 назывался «О мерах по усилению контроля за использованием средств федерального бюджета». В самом названии Указа обозначена основная цель перехода на казначейское исполнение бюджета: усиление контроля за использованием бюджетных средств. До конца 1997 года на обслуживание через лицевые счета были переведены все распорядители и получатели бюджетных средств, за исключением учреждений, относящихся к силовым министерствам и ведомствам.
В августе 1998 года органам федерального казначейства России поручено принять на обслуживание счета организаций, финансируемых из федерального бюджета, по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Объем работы увеличился практически вдвое, что потребовало в очередной раз перераспределения обязанностей между специалистами.
С 1999 года органы федерального казначейства приступили к учету денежных обязательств бюджетополучателей, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета. Также им поручено представлять интересы Министерства финансов Российской Федерации и интересы Правительства Российской Федерации в случаях, когда их представление поручено Министерству финансов Российской Федерации на основании доверенности Министра финансов Российской Федерации.
В соответствии с заключенными соглашениями между Правительством Челябинской области и Управлением органам федерального казначейства переданы функции по кассовому обслуживанию исполнения областного бюджета в части поступающих доходов от налоговых платежей и средств, передаваемых из фонда компенсаций федерального бюджета. В порядке эксперимента Отделения Федерального казначейства Еткульского и Уйского районов, городов Озерск, Снежинск и Трехгорный в полном объеме перешли на обслуживание местных бюджетов.
Решение поставленных задач потребовало внедрения новых централизованных программных комплексов: в 1999 году - модуль ведения расходной части бюджета «Смета F» и АКСИОК (Автоматизированная Комплексная Система Исполнения сметы Органов Казначейства), в 2000 году - «Казна 2000» для доходной части.
В рамках реализации Концепции функционирования единого счета Федерального казначейства по учету доходов и средств федерального бюджета в 2000 году осуществлен переход на единый счет в части осуществления расходов федерального бюджета, а позже в 2002 году и в части учета доходов федерального бюджета. С 1 января 2003 года учет и распределение регулирующих доходов осуществлялся Управлением на едином счете № 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации». Централизация операций по доходам на одном банковском счете позволила осуществлять полный контроль движения средств на счете, более оперативно исполнять операции возвратов и зачетов по налоговым поступлениям, а также иметь оперативную информацию о поступлениях налогов и сборов на территории Челябинской области.
В 2001 году завершен процесс перевода всех бюджетных организаций федерального уровня в органы казначейства. Добавляется новая функция по взысканию на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета.
Внедрен механизм обмена электронными платежными документами по областному бюджету между Управлением и Банком России, в 2002 году – по федеральному и союзному бюджетам.
В 2004 году осуществлен переход на новый порядок финансирования из федерального бюджета в условиях доведения через органы федерального казначейства объемов бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов.
С 1 января 2005 года Федеральное казначейство с целью обеспечения исполнения федерального бюджета выделено из состава Министерства финансов Российской Федерации в отдельный подчиненный ему орган исполнительной власти в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».
Введен в действие институт администраторов поступлений в бюджет, на которых возложен контроль полноты уплаты средств, ведение бюджетного учета переведено на счета единого плана счетов бухгалтерского учета, интегрированного с бюджетной классификацией Российской Федерации.
Осуществлен переход на новый централизованный программный комплекс «Центр-КС», с параллельным внедрением системы электронного документооборота «СЭД» с финансовыми органами, бюджетополучателями, администраторами поступлений. Создан Региональный центр регистрации Удостоверяющего центра Федерального казначейства, обеспечивающий клиентов сертифицированными программными средствами криптографической защиты информации (средствами электронной подписи).
Внедрен механизм обмена электронными платежными документами по местному бюджету между отделениями и Банком России посредством информационной транспортной сети управления.
С 1 января 2006 года осуществлен переход на кассовое обслуживание исполнения областного и местных бюджетов органами Федерального казначейства в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В мае 2006 году введен порядок ежедневного обеспечения денежными средствами единого счета 40105, в результате чего ежедневная потребность денежных средств федерального бюджета значительно сократилась.
В августе 2006 года введено в эксплуатацию Автоматизированное рабочее место клиента Банка России, расширяющее возможности обмена электронными документами с Банком России.
В 2006 году заместитель руководителя – главный бухгалтер Л.И. Гудкова приняла участие в работе над книгой «Бюджетный учет и отчетность» под авторством начальника Управления бюджетного учета и отчетности Федерального казначейства Г.И. Маклевой и заместителя руководителя Федерального казначейства Р.Е. Артюхина.
С января 2007 года органы Федерального казначейства наделены функциями по ведению Сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, по ведению Реестра государственных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов для государственных нужд от имени Российской Федерации.
Внедрены технологические регламенты по основной функциональной деятельности органов Федерального казначейства.
С 1 января 2008 года доходы всех уровней бюджета зачисляются на единый счет № 40101 для их распределения Управлением между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации. Для осуществления своевременного возврата излишне уплаченных сумм налогов, сборов и иных платежей внедрен порядок подкрепления счетов по учету и распределению доходов средствами с единых счетов соответствующих бюджетов.
В 2008 году Управление подключено к системе банковских электронных срочных платежей (БЭСП) в качестве ассоциированного участника расчетов по перечислению средств со счета Управления № 40101, подлежащих зачислению в федеральный бюджет, на счет Федерального казначейства № 40105.
В марте 2008 года в целях совершенствования и оптимизации технологии обработки документов введен в эксплуатацию программный продукт Автоматизированная система документооборота «Ландокс».
С 1 января 2009 года вступили в силу новые нормативные документы Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства, существенно изменившие порядок исполнения органами Федерального казначейства основных функций по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации; по открытию и ведению лицевых счетов; по кассовому обслуживанию исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов; осуществлению отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов.
С июля 2009 года бюджетная отчетность, не содержащая сведений, составляющих государственную тайну, представляется в Федеральное казначейство в электронном виде с использованием электронной подписи.
В 2009 – 2010 годах произведен монтаж оборудования и введена в эксплуатацию система Видеоконференцсвязи (ВКС), позволившая дистанционно участвовать в совещаниях с Федеральным казначейством и проводить совещания с Отделениями. Внедрено программное обеспечение «Система управления эксплуатацией» (СУЭ), позволившее автоматизировать службу сопровождения пользователей.
В июле 2011 года на базе Управления прошло Всероссийское совещание на тему «Вопросы кассового обслуживания исполнения бюджетов» под председательством заместителя руководителя Федерального казначейства
Л.А. Лопиной.
В сентябре 2011 года внедрено в промышленную эксплуатацию прикладное программное обеспечение «Автоматизированная система Федерального казначейства» (ППО «АСФК»), что позволило обеспечить централизованное хранение данных на уровне Управления и исключить необходимость размещения и обслуживания соответствующих серверных комплексов и баз данных Отделений.
С целью повышения эффективности деятельности Федерального казначейства путем передачи функций, не отнесенных к основному виду деятельности, в 2011 году создано Федеральное казенное учреждение «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России» (ФКУ ЦОКР). На территории Челябинской области – Отдел № 3 Межрегионального филиала ФКУ ЦОКР в г. Екатеринбурге.
В ноябре 2011 года на уровне Управления централизованы функции по ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности по кассовому исполнению федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения федерального бюджета, бюджетов Челябинской области и города Челябинска, кассовому обслуживанию федеральных бюджетных и автономных учреждений, иных некоммерческих организаций, в январе 2012 года – по кассовому обслуживанию исполнения местных бюджетов, областных, муниципальных бюджетных и автономных учреждений, иных некоммерческих организаций.
В начале 2012 года Отделения реорганизованы в территориально удаленные отделы Управления, что позволило оптимизировать их численность.
С 1 января 2012 года в целях развития механизмов кассового обслуживания бюджетных и автономных учреждений в рамках реализации Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ федеральные бюджетные и автономные учреждения переведены на кассовое обслуживание; открыты лицевые счета для учета операций муниципальных автономных и бюджетных учреждений на основании Соглашений, заключенных Управлением с администрациями муниципальных образований.
Одними из первых среди регионов на уровне Управления централизована работа по открытию, переоформлению, закрытию лицевых счетов клиентов, обсуживающихся в отделах, созданных для осуществления функций Управления на соответствующей территории, с осуществлением ведения Книги регистрации лицевых счетов в электронном виде на уровне Управления. Добавились новые функции по сопровождению и мониторингу официальных сайтов Российской Федерации в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и www.bus.gov.ru.
В рамках развития системы ключевых показателей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (далее – КПЭ), предназначенной для формирования оперативной информации о ходе исполнения бюджетов бюджетной системы страны с целью осуществления контроля и повышения эффективности принятия управленческих решений продвижения, проводилась работа по продвижению использования системы КПЭ внешними пользователями.
Начат перевод участников бюджетного процесса на «Систему удаленного финансового документооборота Автоматизированной системы Федерального казначейства (ППО СУФД), с целью организации информационного обмена в электронном виде между участниками бюджетного процесса и территориальными органами Федерального казначейства. На СУФД – онлайн переведено 1350 участников бюджетного процесса из 2159, к концу 2013 года обеспечен перевод всех участников.
Заключены Соглашения об информационном взаимодействии между Управлением – Контрольно-счетной палатой Челябинской области и 30 контрольно-счетными органами муниципальных образований.
В апреле 2012 года заключен первый Договор на обслуживание счета для расчетов по операциям с использованием международных корпоративных карт Сбербанка России, 1 июня проведена первая операция по обеспечению наличными денежными средствами с использованием корпоративной карты.
В 2012 году начальник отдела внутреннего контроля и аудита Л.Н. Шошина заняла III место в Конкурсе на лучшее освещение в средствах массовой информации деятельности по осуществлению внутреннего контроля, внутреннего аудита и оценке эффективности деятельности в Федеральном казначействе и его территориальных органах за статью «Контроль внутри службы», в последующие годы специалисты отдела внутреннего контроля и аудита ежегодно занимали призовые места, в том числе в 2018 году старший казначей М.С. Лебедева – I место за статью «Казначейские риски: тест на эффективность».
В 2013 году реализовано осуществление учета бюджетных обязательств органами Федерального казначейства, формирование отчетности (информации) об исполнении бюджетных обязательств; открытие и ведение лицевых счетов для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателей бюджетных средств, на основании Соглашений, заключенных Управлением и администрациями муниципальных образований.
С целью повышения цифровизации и информатизации правоотношений в сфере финансов, бюджета, начато внедрение и использование Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах (далее - ГИС ГМП), зарегистрировано 735 участников ГИС ГМП. Реализовано направление в ГИС ГМП информации об уплате физическими и юридическими лицами платежей за оказание государственных и муниципальных услуг, иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также иных платежей, в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Организовано хранение документов по кассовому исполнению федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и кассовому обслуживанию бюджетных учреждений, автономных учреждений и иных организаций, не содержащих сведений, составляющих государственную тайну, в электронном виде.
С 1 октября 2013 года осуществлен перевод на кассовое обслуживание исполнения бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Челябинской области с открытием и ведением лицевых счетов в Управлении на основании Соглашения, заключенного Управлением с Челябинским областным фондом обязательного медицинского страхования.
Управление приняло участие в пилотировании проекта по закрытию финансового года в ППО «АСФК».
С 1 января 2014 года осуществлен перевод на кассовое обслуживание исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. Управление на основании решений главных распорядителей средств федерального бюджета осуществляет полномочия получателя средств федерального бюджета по перечислению в бюджеты субъектов Российской Федерации межбюджетных трансфертов под потребность.
Управление приступило к исполнению нового Порядка учета поступлений и их распределения между бюджетами, в рамках которого осуществлялось: исполнение операций уточнения вида и принадлежности платежа с привлечением средств с единых счетов бюджетов при недостаточности поступлений в бюджет.
Начата работа по регистрации банков, находящихся на территории Челябинской области, в целях исполнения полномочий по ведению Федеральным казначейством реестра банковских гарантий на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru. Первым зарегистрирован Акционерный Коммерческий банк «ЧЕЛИНДБАНК».
Заключен договор о предоставлении бюджетного кредита на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации между Управлением и Министерством финансов Челябинской области. Механизм бюджетных кредитов позволяет экономить бюджетные средства, так как они предоставляются по более низкой процентной ставке, чем в коммерческих банках.
В апреле 2014 года на уровне Управления централизован обмен электронными документами с ОАО «Сбербанк России» при осуществлении операций по обеспечению наличными деньгами организаций, импорт выписок по счетам № 40116 в ППО «АСФК», формирование и передача в банк расчетных документов.
В декабре 2014 года организовано предоставление субъектам бюджетной отчетности сервиса автоматизированной сверки данных отдельных форм бюджетной отчетности в ППО «АСФК».
Введён в эксплуатацию новый сервер «IBM Power 780» для ППО «АСФК», что позволило значительно увеличить производительность обработки данных.
В 2015 году с целью совершенствования бюджетного процесса Управлением организовано обеспечение наличными денежными средствами организаций, лицевые счета которым открыты в Министерстве финансов Челябинской области и финансовых органах муниципальных образований Челябинской области.
Управление приступило к осуществлению новых функций:
- проведение и учет операций с целевыми средствами на лицевых счетах для учета операций со средствами, подлежащими казначейскому сопровождению в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, актами Правительства Российской Федерации, принятыми в соответствии нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства, регулирующими казначейское сопровождение средств;
- исполнение решений налоговых органов о взыскании налогов, сбора, пеней и штрафов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средства бюджетных учреждений;
- формирование и ведение закрытого реестра банковских гарантий;
- ведение реестра участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» (далее – ГИИС «Электронный бюджет»).
Также в 2015 году Управление приступило к регистрации пользователей организаций в централизованных подсистемах импортозамещающего программного обеспечения ГИИС «Электронный бюджет». По мере развития компонентов, модулей, подсистем исполнение полномочий Федерального казначейства планируется перевести в ГИИС «Электронный бюджет».
С апреля 2015 года Управлением обеспечен прием электронных документов «Реестр администрируемых доходов» от главных администраторов (администраторов, осуществляющих полномочия главных администраторов), содержащих сведения об администрируемых доходах бюджетов, что позволило исключить необходимость представления на бумажном носителе нормативных правовых актов аналогичного содержания.
С 1 июля 2015 года Управление осуществляет полномочия получателя средств бюджета Челябинской области по перечислению межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Челябинской области в местные бюджеты в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевой назначение.
В 2016 году упразднена Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, с передачей части ее функций Федеральному казначейству. Новые структурные подразделения Управления укомплектованы специалистами упраздненного территориального управления Россфиннадзора по Челябинской области, сохранив преемственность, накопленный опыт и кадровый потенциал ревизорского корпуса.
С применением имеющихся механизмов и возможностей информационных систем Федерального казначейства, осуществление государственного финансового контроля вышло на принципиально новый уровень. Приоритетное внимание уделяется предупреждению нарушений в бюджетной сфере. Управление стало помощником и финансовым консультантом для объектов контроля.
Также в 2016 году Управление приступило к исполнению бюджетных полномочий органов государственного финансового контроля в части проведения анализа исполнения бюджетных полномочий органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций).
Осуществлен переход на ведение казначейского учета по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, операций со средствами бюджетных, автономных учреждений и иных юридических лиц.
Управление приняло участие в опытной эксплуатация функционала предоставления главными распорядителями средств федерального бюджета сведений о соглашениях и ведения реестра соглашений (договоров) о предоставлении субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров (работ, услуг), бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся федеральными государственными унитарными предприятиями, субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, бюджетам субъектов Российской Федерации посредством подсистемы управления расходами ГИИС «Электронный бюджет» с участием Министерства культуры Российской Федерации.
С января 2017 года у Управления добавились новые функции, связанные функционированием Единой информационной системы в сфере закупок. Начиная с 01.01.2017 года Управление приступило к осуществлению контроля за соответствием информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, а также информации об идентификационных кодах закупок и объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок на основании части 5 статьи 99 Закона о контрактной системе № 44-ФЗ по получателям средств федерального бюджета. Также 40 администраций муниципальных образований передали Управлению полномочия финансового органа по контролю в сфере закупок.
С 2017 года Управление принимает участие в проведении проверок при «расширенном» казначейском сопровождении.
В связи с внедрением Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (далее – ГИС ЖКХ) Управлением реализовано представление информации о внесении платы за жилое помещение и коммунальные услуги в ГИС ЖКХ.
Распорядители средств федерального бюджета переведены на работу с использованием сервисов ГИИС «Электронный бюджет» в компоненте формирования и ведения реестра соглашений, получатели средств федерального бюджета – в подсистеме управления расходами в части ведения учета бюджетных и денежных обязательств.
В 2017 – 2020 годах Управление осуществляет мониторинг информации, представляемой в подсистему «Учет и отчетность» ГИИС «Электронный бюджет» получателями и распорядителями средств федерального бюджета, администраторами доходов федерального бюджета, федеральными бюджетными и автономными учреждениями, лицевые счета которых открыты в Управлении. В ходе проведения мониторинга анализируется полнота и своевременность представления бюджетной (бухгалтерской) отчетности, осуществляется сбор и обобщение информации о показателях представленной бюджетной (бухгалтерской) отчетности.
В 2017 году Удостоверяющий центр перешел на использование информационной системы «Удостоверяющий центр Федерального казначейства», позволившей автоматизировать ведение реестра сертификатов и повысить качество работы посредством проведения автоматических проверок сведений с использованием системы межведомственного взаимодействия. Портал заявителя, входящий в ее состав, позволил упростить и ускорить процесс создания ключа электронной подписи и подачи запроса на сертификат. Количество предоставляемых для создания сертификата документов сократилось, появилась возможность осуществить смену сертификата без выполнения визита в Удостоверяющий центр.
Также, в 2017 году смонтировано оборудование и введена в эксплуатацию система виртуализации VMware, в результате обеспечен масштабный перенос серверов Управления со старых изношенных аппаратных платформ на новую платформу виртуализации.
В 2018 году главные распорядители (распорядители) средств федерального бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита федерального бюджета для предоставления расходных расписаний и реестров расходных расписаний переведены в подсистему управления расходами ГИИС «Электронный бюджет».
Внедрена единая информационная система управления кадровым составом «ЕИСУКС» в качестве государственного информационного ресурса по учету кадрового состава, а также осуществлен переход на использование подсистемы управления оплатой труда ГИИС «Электронный бюджет».
С 2018 года в рамках бюджетного мониторинга Управление осуществляет деятельность по своевременному предупреждению и предотвращению финансовых нарушений участниками казначейского сопровождения, межведомственное взаимодействие с Федеральной службой по финансовому мониторингу.
Также мониторинг размещения финансовыми органами информации на едином портале бюджетной системы Российской Федерации, обеспечивающем открытость и доступность для граждан и организаций информации о бюджетной системе Российской Федерации, бюджетах бюджетной системы Российской Федерации и финансово-хозяйственной деятельности государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений.
С апреля 2018 года Управлением начата работа по проверке обоснованности возврата из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации излишне или ошибочно уплаченных сумм по платежам, порядок возврата которых не установлен федеральными законами.
В 2018 – 2019 годах Управление осуществляло камеральную проверку и принятие бухгалтерской (бюджетной) отчетности бюджетных и автономных учреждений, учредителем которых является Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.
С 1 января 2019 года в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2020 № 153 Управлению поэтапно (2019 год – 2 территориальных органа ФОИВ, 2020 год – 3 и 2021 год – 8; всего – 13) переданы полномочия по ведению бюджетного учета, включая составление и представление бюджетной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учета, по обеспечению представления такой отчетности в соответствующие государственные (муниципальные) органы, начислению физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечислению в ППО 1С ГИИС «Электронный бюджет». Централизация ведения бюджетного учета обеспечивает прозрачность финансовой и хозяйственной деятельности всех участников бюджетного процесса, что дает возможность усиления подотчетности органов государственной власти перед обществом; контроль над деятельностью учреждений в режиме онлайн, в том числе путем использования витрин данных в подсистеме информационно-аналитического обеспечения (ПИАО) ГИИС «Электронный бюджет»; экономию бюджетных средств, повышение эффективности бюджетных расходов за счет унификации процедур, сокращение сроков их выполнения, устранение бумажного документооборота, сокращение расходов на ИТ-специалистов.
В январе 2019 года коллективу Управления объявлена Благодарность Губернатора Челябинской области В.А. Дубровского за оказание помощи населению, пострадавшему в результате обрушения 31 декабря 2018 года части жилого многоквартирного дома в г. Магнитогорске. Со 2 января 2019 года с целью финансирования мероприятий по ликвидации последствий и оказания помощи пострадавшему населению Управлением организована работа в режиме ненормированного рабочего дня, обеспечена оперативная проверка платежных (расчетных) документов и ежедневное направление информации о движении денежных средств, выделенных пострадавшим.
С июля 2019 года Управление принимает участие в пилотировании, апробации и внедрении целевой модели обеспечения наличными денежными средствами организаций сектора государственного управления без использования счета № 40116, позволяющей минимизировать наличный денежный оборот.
Также Управление принимает участие в проведении эксперимента по автоматическому санкционированию операций на основании электронного универсального передаточного документа (акт выполненных работ) в компонентах ведения бюджетных и денежных обязательств подсистемы управления расходами ГИИС «Электронный бюджет».
В 2019 году осуществлен переход на новый программный комплекс автоматизированного рабочего места клиента Банка России – ПК АРМ КБР – Н. В декабре 2019 года осуществлен переход на централизованную технологию доступа к Автоматизированной системе Федерального казначейства. ППО «АСФК» и СУФД-портал переведены в сертифицированный Центр обработки данных Дубна. Централизация в ЦОД позволила отказаться от дорогостоящей модернизации оборудования, установленного в Управлении, позволила повысить надежность функционирования программного обеспечения –ЦОД находится под управлением централизованной группы сопровождения в режиме 24/7.
С 2020 года Управление приступило к исполнению бюджетных полномочий органов государственного финансового контроля в части проведения анализа осуществления главными администраторами средств бюджета Челябинской области и местных бюджетов (главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета), внутреннего финансового аудита в целях подготовки предложений по совершенствованию осуществления указанными главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового аудита.
Началось осуществление проверки паспортов, мониторинг отчетов региональных проектов для обеспечения прослеживаемости хода реализации национальных проектов, утвержденных Указом Президента РФ от 7 мая 2018 г.
№ 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в подсистеме бюджетного планирования ГИИС «Электронный бюджет».
С октября 2020 года осуществлен поэтапный перевод ведения лицевых счетов для учета операций со средствами юридических лиц при казначейском сопровождении в ГИИС «Электронный бюджет». Организована проверка и прием отчетности, представляемой Министерством финансов Челябинской области в подсистему учета и отчетности ГИИС «Электронный бюджет», в части реализации национальных проектов (программ), комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (региональных проектов в составе национальных проектов).
С 1 января 2021 г. Федеральным казначейством осуществлен переход на систему казначейских платежей, позволившую снизить количество банковских операций и увеличить скорость доведения средств как в бюджетную систему, так и из бюджета в адрес организаций.
Управление приступило к исполнению судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, с целью упрощения порядка предъявления судебных актов для взыскателей; к исполнению бюджетных полномочий в части организации и осуществления внутреннего финансового аудита; ведение казначейского учета по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, операций со средствами государственных (муниципальных) бюджетных учреждений, государственных (муниципальных) автономных учреждений, получателей средств из бюджета и участников казначейского сопровождения, кассовому обслуживанию исполнения бюджета Союзного государства, по операциям системы казначейских платежей.
Обеспечено размещение информации на едином портале бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2020 № 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере».
Управлением осуществляется формирование в информационной системе «АСФК» информации о поступлениях и перечислениях бюджетных средств, ее загрузка в модуль кассового планирования подсистемы управления денежными средствами ГИИС «Электронный бюджет» для представления участникам процесса прогнозирования движения средств на едином казначейском счете.
В 2021 году значительно увеличилось количество организаций и их должностных лиц, обращающихся за сертификатами в Удостоверяющий центр: за год Управлением создано и выдано более 23 тыс. сертификатов. Эта цифра будет и далее расти в связи с расширением применения электронного документооборота и ростом количества информационных систем, использующих электронную подпись.
Осуществлен перевод всех клиентов ППО СУФД Управления на технологию TLS-доступа, обеспечивающую более безопасное и удобное соединение.
В декабре 2021 года Управление приняло участие в функциональных испытаниях по реализации в подсистеме управления нефинансовыми активами ГИИС «Электронный бюджет» интеграционного взаимодействия с Федеральной государственной информационно-аналитической системой «Единая система управления государственным имуществом» в части загрузки данных об остатках имущества казны из Реестра федерального имущества, а в апреле 2022 года – в отношении передачи сведений об объектах федерального имущества, относящегося к имуществу государственной казны Российской Федерации. Указанные доработки обеспечили переход на пообъектный учет имущества казны, исключение ручного ввода первичных документов и бумажного документооборота, снижение вероятности ошибок, и, как следствие, улучшение качества учетных процедур и бюджетной отчетности.
В июле 2022 года осуществлен перевод лицевых счетов для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателей средств федерального бюджета, в ГИИС «Электронный бюджет», в августе – лицевых счетов федеральных бюджетных и автономных учреждений.
Успехи коллектива казначеев Челябинской области отмечены Благодарностью Министра финансов Российской Федерации.
7 сотрудников награждены медалью ордена «За заслуги перед Отечеством II степени», 1 – орденом Почета, 8 присвоено звание «Заслуженный экономист России», 68 отмечены нагрудным знаком «Отличник финансовой службы», 9 – Благодарностью Министра финансов Российской Федерации, 59 – Почетной грамотой Федерального казначейства и 132 – Благодарностью Федерального казначейства.