В связи с заменой сертификата безопасности официального сайта Федерального казначейства в интернете при установлении защищенного соединения, необходимо установить корневой сертификат удостоверяющего центра, который размещен на официальном сайте Портала государственных услуг Российской Федерации.



Регионы

Размер шрифта AA

УФК по Челябинской области
официальный сайт
Предыдущая версия сайта

Расширенный поиск

История казначейства на Урале

Челябинская область образована 17 января 1934 года в составе РСФСР в соответствии постановлением Президиума ВЦИК о разделении Уральской области с административным центром в городе Челябинске. До 1943 года Челябинская область включала территории современной Курганской области.

По своему географическому положению она является связующей между западной частью страны и восточной. Кроме того, через нее проходят важнейшие направления, связывающие территории Российской Федерации с южными территориями постсоветского пространства.

В экономическом отношении Челябинская область является одним из наиболее крупных субъектов Российской Федерации, занимая двенадцатое место по объему валового регионального продукта и шестое по объему промышленного производства. В Уральском федеральном округе по этим показателям она уступает только Свердловской области.

Историческая справка

Основание Челябинска

В 1736 году из татарской деревни Селябы был основан посад Челябинск и населен русскими, который был тогда в зависимости от Уфимской провинции Оренбургской губернии.

22 сентября 1743 года было переведено из Шадринска центральное управление благодаря данной Сенату рекомендации руководителя Оренбургской комиссии и будущего первого губернатора Оренбургской губернии И.И. Неплюева.

В 1746 году Челябинск окружен был валом и защищен деревянным заплотом с башнями по углам и назван крепостью. К этому же времени относят и поселение сюда казаков, управление которыми было вверено войсковым атаманам, находящимся под ведомством Исетской провинциальной канцелярии, бывшей в то время в Шадринске. Посадским же сословием управляла ратуша по указу провинциальной канцелярии 3 декабря 1753 года. В ратуше этой была учреждена должность выборного сборщика (податной староста) для сбора с челябинских посадких государственных податей и повинностей. Для призрения престарелых нищих и убогих посадского сословия ратушею открыта была в 1764 году богадельня.

В 1774 году Челябинск уже составлял центр провинциального управления под именем Исетского. Пределы его управления составляли, кроме Зауральской Башкирии, дистрикты: Исетский (Челябинский), Шадринский, Окуневский и Куртамышевский.

В 1781 году Челябинск отчислен к Пермскому наместничеству Екатеринбургской провинции. В этом же году от Пермского наместничества отчислен и приписан к Уфимскому. Находившееся с 1754 года в Воскресенской слободе духовное правление переведено по распоряжению Епархиального начальства в Челябинск в 1784 году.

В 1785 году Апреля 25 дня грамотою, данною Императрицей Екатериною II, в числе двухсот шестнадцати местечек Челябинск утвержден городом с правами и преимуществами, дарованными прочим городам Российской империи, с причислением к Уфимскому наместничеству. В 1804 году переименован в уездный город Оренбургской губернии.

Об открытии уездных присутственных мест из документов видно, что городовой магистрат вместе с словесным судом открыты по предложению исправляющего должность губернатора Пермского наместничества с упразднением ратуши 29 ноября 1781 года. В июне месяце 1788 года открыты вместе городская дума и городское депутатское собрание. О времени учреждения городнического правления положительных сведений не отыскано, только видно, что при утверждении штата наместничеств Уфимского и Оренбургского 24 декабря 1781 года в нем заключался и штат на челябинское городническое правление. Земский суд открыт в 1782 году. Уездный суд и казначейство — в 1795 году. Для управления казачьими поселениями в 1795 году образовались отдельные управления под названием кантонных; по этому поводу в Челябинске открыт 1-й казачий кантон.

До 1781 года Челябинск представлял собой военное поселение, жителями которого были казаки. Более 100 лет, вплоть до революции 1917 года, Челябинск был небольшим и ничем не примечательным уездным городком Оренбургского края. Казаки выехали из него, основав неподалеку небольшие станицы. Некоторые из них позже вошли в городскую черту. В Отечественной войне 1812 года казаки Челябинской округи участвовали в составе 3-го Оренбургского полка. Они участвовали в битвах под Лейпцигом, сражались за Париж и принимали участие в других сражениях. В этот период Челябинск был известен как место политической ссылки. Через него проходили, шедшие по этапу в Сибирь, каторжники. В челябинской пересыльной тюрьме побывали в свое время известные в последствии большевики: И. Сталин, А. Бубнов, Е. Преображенский и др.

Долгие годы Челябинск оставался захолустным городком с вяло текущей экономической и культурной жизнью. "Упражнения в хлебопашестве" являлись главным занятием жителей старой Челябы, а торговля в городе была "самая худая". Так свидетельствовали об экономическом положении Челябинска в начале 70-х гг. XVIII в. Паллас П.С. и Фальк И.П. В первые десятилетия XIX в. мало что изменилось. В 1837 г. оренбургский гражданский губернатор Дебу И.Л. сообщал, что "торговля и промышленность" челябинских обитателей весьма не значительна... нет ни фабрик, ни заводов... даже многие мещане занимаются хлебопашеством. Поэт Жуковский В.А., проезжавший в этом же году через город в свите цесаревича Александра, занес в свой дневник лаконичную запись: <... Челябинск. Бедный городишко. Тем не менее в первой половине ХIХ в. начинает формироваться торгово-ремесленная прослойка города, которой будет суждено превратить его в торгово-промышленный центр. Таким образом, Челябинск к середине XIX в. занял прочное место в ярмарочной торговле Урала. Определилась специализация - торговля хлебом и реализация скотоводческой продукции: она объяснялась расположением города в центре земледельческих районов Урала.

На момент образования Исетской провинции штат канцелярии состоял из трех человек: воеводы, асессора (помощника) и секретаря. В 1763 году в штате канцелярии появился казначей. Кто был первым казначеем, к сожалению, установить не удалось.

В 1781 году Исетская провинция была упразднена и Челябинск стал уездным городом Уфимской губернии. Вместо воеводы во главе управления городом стал городничий, взамен ратуши был открыт магистрат с административно-судебными присутственными местами и уездное казначейство.

В 1775 году, в эпоху правления Екатерины II, выходит правовой акт под названием "Учреждения для управления Российской империи". В соответствии с его нормами в каждой губернии начали создаваться Казенные Палаты, основными задачами которых был своевременный сбор налогов, контроль за распределением денежных средств и их сохранность. Губернии были поделены на уезды, в каждом из которых учреждалась должность казначея, который выполнял эти обязанности в течение трех лет.

Губернская Казенная Палата стала центральной частью структуры финансового аппарата на местах. Одновременно с этим были упорядочены учет и отчетность по доходам и расходам, что позволяло составлять более реальный бюджет.

Реформой 1775 года казначейская система на местах была приведена в следующий вид: в губерниях – Казенные Палаты, Губернские Казначейства; в уездах – Казначейства. Такая вертикаль сохранялась до 1917 года.

Казенная Палата считалась главным в губернии счетно-податным учреждением, которому подчинялись казначейства и податные инспекторы. В её компетенцию входили следующие функции: общее распоряжение (в пределах губернии) движением сумм, поступавших в государственную казну, а также центральное (в пределах губернии) счетоводство и отчетность по доходам и расходам; дела по производству торгов на казенные подряды и поставки; общее заведование на местах подоходным, поземельным, промысловым налогом, а также налогом с недвижимостью в городах; надзор за работой податного управления.

В Казенной Палате предусматривалось наличие трех основных отделений – распорядительного, налогового и бухгалтерского, функциями которого были распоряжение движением сумм общегосударственных доходов, центральное межведомственное счетоводство и отчетность по доходам и расходам.

В отличие от центрального управления финансовые органы на местах функционировали на основании полномочий, данных им государством. Право введения налогов принадлежало им в пределах закона, установленного государственной властью, и было территориально ограничено.

Историческая справка

Из истории развития банковского дела г. Челябинска

Первым финансовым учреждением, которое появилось в Челябинске, было казначейство, открытое в 1795 году. Оно занималось сбором налогов с податного местного населения, выплачивало жалованье служивым людям и способствовало развитию местных промыслов, ремесел и торговли с пограничными районами. Но в дореформенный период Челябинск все-таки был заштатным уездным городком, торгово-промышленная деятельность в котором протекала весьма слабо.

После реформы 1861 года экономическая жизнь в Челябинске начинает набирать новую силу- 8 февраля 1867 года в Челябинске открывается Городской Общественный Банк. До этого в городе не было никаких кредитных учреждений. Жителям, нуждавшимся в денежных ссудах, приходилось искать их у ростовщиков за непомерно высокие проценты. Хотя городское общественное управление и оказывало некоторым купцам в этом случае помощь, выдавая незначительные ссуды из городского запасного капитала, который был незначительным (всего до 30 тысяч рублей), но оно не могло удовлетворить всех нуждающихся в кредите. Городская Дума, чтобы избавить население от кабалы ростовщиков и дать благонадежному горожанину близкий, доступный и более дешевый кредит, общественным приговором, состоявшимся в апреле 1866 года, постановила: «Возбудить через Оренбургского генерал-губернатора ходатайство об открытии в Челябинске Городского Общественного Банка». На основание банка по решению Думы было отчислено 15000 рублей из городского запасного капитала. Ходатайство это, как видно из дела Челябинской Городской Думы, препятствий никаких к его осуществлению не встретило. Оренбургское Губернское правление 24 августа 1864 года уведомило Думу, что министерство финансов получило разрешение от Правительствующего Сената на открытие в Челябинске Общественного Банка. Банку разрешалось проводить ряд финансовых операций: прием вкладов, учет векселей, выдачу ссуд под залог процентных бумаг, товаров, драгоценных вещей и недвижимого имущества. Из чистой годовой прибыли банка, за покрытием необходимых по его содержанию расходов, от 10 до 20 % (по усмотрению Правления банка) отчислялось на составление резервного капитала. От оставшейся суммы 2/3 отчислялось в городскую казну на удовлетворение хозяйственных расходов и на предметы благотворения и воспитания по усмотрению Городской Думы, а остальная 1/3 присоединялась к основному капиталу банка.

 

С 1885 г. существовал институт податных инспекторов. По закону податный инспектор являлся представителем исполнительного органа казенных палат.

Податному инспектору вменялось в обязанности участие в исчислении и распределении прямых налогов, наблюдение за правильностью их взимания, содействие казенным палатам в их подведомственных делах.

Уездные Казначейства осуществляли прием и хранение государственных доходов, ведали производством расходов, исполняли распоряжения и предписания Казенных Палат. Уездные казначейства вели книги государственных доходов и расходов, расчетные книги окладных сборов, доходов с оброчных статей, с земельных, государственных и заводских крестьян; финансовые отчеты по сбору налогов. Уездный казначей сам не собирал доходы и являлся только хранителем сумм; выдачи он производил по предписаниям управлений различных ведомств. Оставшиеся по истечении года суммы он отсылал сначала в штатные и остаточные казначейства, а затем в Главное казначейство. Уездные казначеи назначались казенными палатами под свою ответственность «из людей опытных и благонадежных» и, чтобы устранить затруднения в замещении казначейских должностей, обязывались прослужить не менее трех лет.

В период 60-70 годов XIX века происходит рационализация и унификация бюджета. Государственная роспись доходов и расходов теперь становится открытой и даже подлежит опубликованию. Централизация касается и государственного хозяйства. Вводится единство кассы. Все эти перемены потребовали увеличения числа казначеев различных уровней.

Историческая справка

Кассовое устройство России в XIX веке

На первый взгляд кассовое устройство России XIX века казалось удовлетворительным для своего времени. Но по существу выработался порядок, при котором Министерство финансов, заведующее финансовым хозяйством, мало знало о действительном состоянии государственных средств и имело сравнительно меньшую долю их в своем ведении и распоряжении. Дело в том, что кассовая деятельность не была централизована в Министерстве финансов. Каждое министерство и даже все подчиненные министерствам управления имели свои кассы, производя сборы и расходы вне прямого ведения Министерства финансов. Также и суммы по государственной смете министерства получали непосредственно и сами уплачивали своим кредиторам. Иногда суммы, взятые у Казначейства, лежали без употребления десятки лет, и одновременно ведомства могли брать средства из Казначейства в счет сметы будущего года. В результате значительно уменьшалось тот объем средств, которыми Казначейство могло свободно располагать. Наконец, почти все распорядительные управления имели весьма значительные собственные средства, частично от оброчных статей, а большей частью в виде экономических и хозяйственных капиталов и остатков от сметных назначений. Данные средства шли на потребности этих управлений, минуя общие финансовые сметы. Само определение средств, которые проходили без ведома Министерства финансов, представлялось весьма затруднительным. В такой ситуации не имелось возможности узнать, какой объем финансовых средств хранится на определенный момент в кассах Министерства финансов и какие суммы в кассах, от него не зависящих. В целом в кассах Министерства финансов находилось менее 30 % всех государственных сумм, а более 60 % находились в кассах других ведомств. Министерство финансов, не владея всеми данными за определенный период, не могло принимать меры к развитию источников доходных статей.

Все эти неудобства ясно указывали на необходимость реформы для централизации (или единства) кассы. Хотя уездные казначейства до некоторой степени были представителями такого единства, сосредоточивая в себе все государственные доходы и являясь кассами для очень многих издержек, предстояло усилить значение казначейств, а главное, последовательно отделить обязанность хранения денег от права распоряжения ими.

Для выработки основных принципов будущей реформы в Западную Европу был командирован Валериан Алексеевич Татаринов, который на основе собранных им сведений о финансовом устройстве западноевропейских государств представил в 1859 г. Александру II доклад о введении системы единства кассы (после его обсуждения в особой комиссии). Как указывает И. И. Янжул, реформа не могла ограничиться переменами только в кассовом деле; она неизбежно влекла за собой пересмотр правил о государственной росписи и преобразования в контрольной части. Комиссия приняла принцип единства кассы, и 22 мая 1862 г. новые правила и формы сметного, кассового и ревизионного порядка были Высочайше утверждены.

Система единства кассы на территории Российской империи вводилась на протяжении 1864—1868 годов. Общими положениями было установлено, что все государственные доходы сосредоточиваются в Министерстве финансов, в кассах Департамента государственного казначейства, и этими кассы уплачивают расходы всех министерств и главных управлений непосредственно прямым кредиторам казны. Сами министерства и главные управления, а также подведомственные им учреждения не получали для удовлетворения расходов никаких сумм, кроме авансов, отпускаемых в определенных случаях в счет действующей сметы. Для производства денежной выдачи требовалось испрошение кредита, свыше которого расходование не допускалось. Выдачи в счет кредитов производились по ассигновкам министров или уполномоченных ими распорядителей.

Вышеизложенные правила распространялись на все казенные суммы, а также на специальные (которые могли не предусматриваться при составлении росписи) и партикулярные (собственные, не бюджетные) средства государственных учреждений, находящихся в губернских и уездных городах.

Причем правило об отделении хранителя средств от распорядителя применялось и к поступавшим в ведение государственных учреждений партикулярных сумм и депозитов. Взимание и расходование общественных и сословных сумм возлагалось на кассы Министерства финансов по соглашению с ним соответствующих министерств, общественных и сословных учреждений относительно условий собирания, расходования и отчетности и размеров вознаграждения касс за эти услуги.

Система касс по новым правилам включала кассы взимания доходов и кассы производства расходов. Первые охватывали кассы специальных сборщиков и уездные казначейства, тогда как кассы производства расходов — казначейства губернские и местные, а также Главное казначейство в Санкт-Петербурге и кассу Государственной комиссии погашения долгов.

Кассы специальных сборщиков существовали для собирания таких доходов, которые неудобно было вносить прямо в общие сборные кассы (уездные казначейства): горные, таможенные, лесные (за исключением лесного налога), монетные, судоходные, шоссейные, почтовые и др.

В начале XX века финансовая система еще более усложнилась в связи с бурным развитием технологий и появлением новых многочисленных отраслей промышленности, а также и по причине физического увеличения доходов и расходов. Теперь казначеи ко всем своим прежним обязанностям должны были принимать и хранить все доходы государства, продавать всякого рода гербовую бумагу, марки, бланки и патенты, выдавать промысловые свидетельства, открывать текущие счета, разменивать и переводить деньги.

К 1917 году произошли изменения в структуре казначейства Оренбургской губернии: Уральское, Гурьевское и Иргизское Уездные Казначейства отошли в соседние губернии. В составе Оренбургской Казенной Палаты осталось четыре Уездных Казначейства, а у Челябинского – появилось новое структурное подразделение – Куртамышское Казначейство.

Златоустовское уездное казначейство было учреждено в декабре 1865 года, относилось к Казенной Палате Уфимской губернии. Ликвидировано в 1918 году.

С 1918 года казначейские органы России были расформированы, а их функции перешли к новому финансовому органу - учреждениям Народного банка. Затем появилось Министерство финансов СССР и союзных республик.